Сайт ВДНХ Официально
Eng

Может ли робот заменить учителя, и если да, то когда стоит этого ожидать? Какими станут выпускные экзамены в 2020 и 2025 годах? Как должна учить школа ХХI века, если сегодня в дошкольные группы приводят малышей с трех лет, а какие профессии окажутся актуальными на момент их окончания школы, не знает никто. Куда вообще движется система образования? Ответы на эти и другие важнейшие вопросы даст московский международный форум «Город образования», который пройдет с 7 по 9 сентября в павильоне №75 ВДНХ.

— Каждый город стремится стать «городом образования», интегрирующим все возможности, открывающиеся перед живущими там людьми. Но Москва уже стала таким городом. Прошлогодние результаты международного исследования PISA позволили Москве буквально ворваться на топовые позиции мировых образовательных лидеров. Таким образом, Москва стала городом образования и городом для образования, — констатировал замглавы Департамента образования Москвы Александр Молотков.

Более того. Фактически наш город сам стал одной большой школой. Подтверждение тому — перечень интеграционных проектов московского образования по сотрудничеству школ с вузами, колледжами, организациями культуры и науки, а также промышленными предприятиями. И этот интеграционный характер не только составляет одну из главных изюминок московской модели образования, но также станет основой крупнейшего образовательного события, намеченного на осень, — московского международного форума «Город образования».

— У нас родилась идея создать мировую площадку, посвященную возможностям города образования и для образования, — рассказал Молотков. — В частности, обсудить главные новые идеи, обменяться опытом, понять основные тренды развития образования, и, наконец, представить Москву как мировую площадку по обмену опытом.

Аналогов такой площадки не существует, заверил журналистов программный директор форума, директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин: «Есть вполне приличные международные форумы, к примеру, по обучению в школе. Но все они так или иначе крутятся вокруг тех или иных ступеней образования. А у нас в центре внимания — ребенок и все возможности, которые перед ним открываются, без каких бы то ни было барьеров между дошкольным, школьным, дополнительным и среднем профессиональным образованием».

В этой связи примечательно, что центральной идеей как форума, так и московской системы образования в целом станет девиз «Многогранные возможности для каждого». Чего только не ожидается в рамках сентябрьского мероприятия! Тут и конференция министров образования разных стран (ожидается участие 30–40 высокопоставленных чиновников от образования), и дотошный разбор опыта стран с наиболее продвинутыми системами образования, и обмен новыми образовательными технологиями. А еще — съезд российских учителей с мастер-классами самых успешных, а также вечерние встречи молодежи с лидерами образования и бизнеса, не говоря о шахматном турнире или благотворительном забеге для участников форума.

Важно подчеркнуть, что активными участниками всех этих и многих других мероприятий станут не одни лишь приглашенные спикеры из числа vip-персон, как это зачастую водится, а практически все посетители форума. Так, все дни его работы будет функционировать площадка «Мои достижения в моем городе», где любой пришедший сможет пройти тестирование, чтобы выявить свои основные таланты. Можно также опробовать на себе работу электронных дневников и журналов, чрезвычайно распространенных сейчас в Москве. Или понять, каково это — учиться в медицинских и инженерных классах.

Однако происходящее на форуме будет не только интересным и забавным, но и крайне важным с точки зрения определения дальнейших путей развития столичного образования.

— Не секрет, что многие педагоги обсуждают, какой должна стать школа будущего, — разъяснил самую суть директор московской школы №2095 Илья Новокрещёнов. — Дело в том, что новая школа совсем не такая, как та, что была 30–40 лет назад. Тогда было ясно, чему и как учить детей, поскольку все наперед знали, какие профессии нужны, а значит, где они трудоустроятся. Сейчас же в школы принимают с трех лет, и спрогнозировать, какие профессии потребуются на выходе этих детей из школы, невозможно! Это значит, что школа должна принципиально измениться! А каким образом это произойдет и как к этому готовиться, мы и будем обсуждать. К слову сказать, это обсуждается не только в нашей стране, но и по всему миру. Эти прогрессивные люди и соберутся в сентябре в Москве, чтобы представить свою точку зрения. Причем обсуждать эту важнейшую тему будут не только ученые, но и практики — педагоги и директора школ.

Как пойдет обсуждение, узнать просто — достаточно прийти на форум. Как уверяют организаторы, там будут рады всем желающим. Однако ряд самых интересных тем, приоткрыл завесу тайны Новокрещёнов, известен уже сейчас. Среди них такие: может ли робот заменить учителя; кто такой директор современной школы — управляющий коллективом или результатами образования; каковы глобальные тренды образования; какими будут выпускные экзамены в 2020 и 2025 годах; какие компетенции стали самыми важными в ХХI веке; каким должно быть предпрофессиональное образование (это когда обучение профессии начинается еще в школе); как привить выпускнику школы лидерские качества. Все эти темы, безусловно, весьма интересны и специалистам, и учащимся.