Сайт ВДНХ Официально
Eng

Это самый большой каток России - снятый вечером с крыши павильона Центральный ВДНХ, он выглядит на снимке Александра Скворцова 2014 года оранжево-фиолетовым цветком на длинной ножке. А вот тоже снимок полный света, пусть и черно-белый, работа классика советского фото Владислава Микоши: высоченный пьедестал с фигурами колхозников - на "контровом" солнце, бьющем сквозь высоченные фонтанные струи. Это фото 1939 года, расположившееся между витринами итальянских бутиков на первой линии ГУМа, называется "ВСХВ. Архитектурный этюд". Всесоюзная сельскохозяйственная выставка - так называлась ВДНХ до 1959-го, и на выставке "ВДНХ. Архитектура. События. Люди" таких снимков-памятников эпохе - большинство.

Ансамбль дворцов с мраморными и золотыми статуями, парков и фонтанов, по ночам играющих всеми возможными цветами, в ажурных кружевах ГУМа смотрится очень органично - снимки тут расположены на вертикальных планшетах, развешанных по всей первой галерее магазина. Экспозиция, собранная кураторами из коллекций Мультимедиа Арт Музея, ТАСС, ВДНХ и работ фотографов, охватывает всю историю одного из главных "парадных подъездов" страны целиком с 1939 года.

ВДНХ задумывалась как место вечного праздника, и потому большинство снимков выставки посвящено ярким событиям, в разные годы проходившим здесь. Черно-белые и цветные изображения зафиксировали моменты VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году - на снимках Владимира Евзерихина танцуют раскрашенные африканские студенты в набедренных повязках. Рядом шагают с трубами участники праздника духовой музыки на Выставке достижений народного хозяйства СССР в 1985 году, народ приветствует Юрия Гагарина и Владимира Комарова...

Величественная архитектура ВДНХ - одна из главных тем выставки, вынесенная в ее название. Вот кружевные узоры павильона "Культура", восточно-готические своды "Табака" (на их "жарком" фоне тут скачет по снегу русская тройка), белоснежные колонны "Центрального", воздушный купол "Космоса"... На снимках остались и архитектурные шедевры, которых уже нет, например, ледяная горка, силуэтом напоминающая работы Гауди - павильон "Мороженое", увенчанный статуей тюленя, держащего на носу три шарика в вазочке. Десертный "Гауди" в 86-м был по ветхости снесен, но на цветном фото 1964 года неизвестного автора года он еще как новенький. И мороженое в те годы тут было, по свидетельству знатоков - превкуснейшее.

Выставка лишний раз показывает, что самое красивое на ВДНХ это все же люди, не мраморные, а живые

В какой-то момент от праздничного многолюдья на одних снимках и мраморного безмолвия на других начинаешь уставать, но тут на помощь приходит искусство фотографов. Эстетика ВДНХ в разное время покоряла больших мастеров, и их работы украшают выставку, как золотые статуи Центральный фонтан. Серия Владислава Микоши, сделанная вскоре после открытия выставки, призвана была показать масштабы ВСХВ - и совмещение трактора СХТ3 и величественной статуи горняка с отбойным молотком на плече, безусловно, впечатляет.

Пафос резко снижают прекрасные жанровые зарисовки - вроде работы неизвестного автора "Производственная гимнастика" в оранжерее павильона "Грузия", на которой солидные мужчины замерли в позе "вдох глубокий, руки шире", или зафиксированный Виктором Ахломовым в 68-м момент стрижки овец у павильона "Животноводство".

Дети у фонтана, москвички, порхающие по широким парапетам, элегантные молодые люди, сдержанно аплодирующие Леониду Агутину на Зеленой сцене - выставка лишний раз показывает, что самое красивое на ВДНХ это все же люди, не мраморные, а живые.